Как работают онлайн-чаевые?

Оплату банковской картой в качестве способа оплаты в магазинах, кафе и в интернете, с каждым годом выбирает все больше и больше россиян. По некоторым оценкам, в 2020 объем платежей в розничной торговле по банковским картам составил 70-75% от всего оборота розничной торговли.

С ростом популярности использования банковских карт, в крупных городах все больше и больше людей, у которых нет при себе наличных денег. И если раньше в кафе и ресторанах на чай оставляли наличные, все больше эта стандартная процедура стала давать сбои.

А поскольку спрос рождает предложение, абсолютно понятно появление сервисов, благодаря которым вы можете оставить чаевые онлайн.

Как это работает?

Для посетителя кафе или ресторана это выглядит, как веб-ссылка, при переходе по которой на телефоне открывается страничка сервиса, где можно оставить чаевые официант. Как правило, эти ссылки размещаются в виде QR-кодов. Это удобнее, чем перевод по номеру карты или по номеру телефона тем, что клиенту нужно сделать меньше телодвижений, чтобы оставить чаевые. За удобство клиента придется расплачиваться официанту, оставляя сервису онлайн-чаевых минимум 5% от суммы этих самых чаевых.

Где можно встретить этот QR-код для перевода чаевых?

  • QR-код на подставке на каждом столе. Это простой вариант, где QR-код делается на все заведение, для изготовления — достаточно напечатать листок из личного кабинета на сайте и поместить в меню-холдер (тейбл-тент). Из минусов этого варианта — сомнительное удобство для клиентов, ведь на странице заведения будут все официанты, так что нужно выбрать подходящего
  • QR-код в финальном счете на оплату. Этот вариант очень удобен тем, что на странице для перевода чаевых сразу есть варианты перевода в качестве процента от суммы счета. Поэтому можно оставить чаевые просто в несколько нажатий, без какого-либо ввода. Минуса в этом два:
  • Очень много людей даже не рассматривает счет при оплате картой (особенно, если сумма счета небольшая) и могут просто не догадаться, куда нужно посмотреть, чтобы оставить чаевые
  • В свое время при вводе онлайн-касс QR-коды ФНС стали печатать на чеках, так что есть еще и часть людей, которые не узнают QR-код, ведь чтобы понять, что он для перевода чаевых онлайн, нужно внимательно рассмотреть чек и прочитать все надписи
  • Размещение QR-кодана пластиковой или бумажной визитной карточке официанта, которую можно вложить в папку со счетом. Этот вариант уже выделяет для клиента информацию, как можно оставить чаевые. Минусы этого решения:
    • Здесь уже нет вариантов оставить чаевые в виде процента от суммы счета, что несколько компенсируется кнопками с фиксированными суммами чаевых (100р,200р, 500р и т. д.)
    • В большинстве сервисов это просто некий листок, распечатываемый из личного кабинета, который очень невзрачный и на который клиент может не обратить внимание (вариантов, подобных нашей визитной карточке официанта, мы пока не встречали)
  • Привязка к системе вызова официанта (система вызова официанта предлагает оставить чаевые, когда вы нажимаете кнопку «принести счет»). Основной плюс — клиент, оплачивающий картой, гарантированно не пропустит предложение и получит возможность оставить чаевые онлайн. Основные минусы:
    • Решение, не требующее от клиента установки приложения, на текущий момент только у Кнопки-М (описано здесь)
    • В веб-версии нет возможности автоматически рассчитать чаевые в виде процента от счета, доступны фиксированные суммы и ручной ввод
  • Прием платежей и онлайн-чаевые в мобильном приложении заведения. Все классно, только особенно в части, что можно добавить программу лояльности. Но:
    • дорогое удовольствие — подобные решения делаются на заказ либо с достаточно большой абонентской платой
    • рассчитано на постоянных клиентов заведения, поскольку мотивация устанавливать какое-то новое приложение у клиента отсутствует. Кроме того, это в исследованных нами приложениях этот вариант неудобен, поскольку предлагает сделать много действий (к примеру, включить геопозиционирование или выбрать заведение из списка, ввести номер стола и только после этого перейти к оплате)
    • У некоторых для оплаты через приложение нужно еще и заказать через него, что неудобно
  • Отдельные банковские терминалы для перечисления чаевых. Большой плюс в том, что клиент оплачивает касанием карты, как и обычный счет. Но минусов хватает:
    • Существующие решения предполагают аренду устройств
    • Высокая комиссия по сравнению с онлайн-сервисами
  • Прием платежей и чаевых с помощью специализированного клиентского терминала на столе. Эдакий планшет с банковским терминалом. Плюс для клиента — можно оплатить счет и сразу встать и уйти. На текущий момент проект реализуется компанией Soft-Logic совместно с банком Рсский Стандарт. Минусы следующие:
    • Устройства требуется регулярно заряжать, что для больших заведений будет отдельным трудоемким процессом
    • Система онлайн-заказа на устройствах с одной стороны, освобождает официанта от необходимости приема заказа, с другой стороны, перекладывает эти обязанности на клиента. Что может привести к резонному сомнению в вопросе чаевых.

Вот такие на текущий момент существуют варианты получения чаевых онлайн. Какой вариант удобнее и кто будет поставщиком сервиса — выбирать вам.